Синдром Кесслера
666 subscribers
288 photos
45 videos
25 files
351 links
Канал обо всем, что рано или поздно станет космическим мусором, и о «пыли Вселенной» — о нас с вами, использующих всё это.

Канал для обсуждений: @Kesslersyndrome_chat

Автор:
Владимир Бодров @vbodrov
Download Telegram
Самая лучшая часть системы, она же самая надёжная и бесплатная, та которой нет!

Удивительная инженерная работа, благодаря которой соотношение массы к тяге по сравнению с Рапторами первого поколения увеличено в 2(!) раза.
Forwarded from Спутник ДЗЗ
‼️ Если вам известны отечественные журналы, которые 1) регулярно публикуют статьи о дистанционном зондировании Земли из космоса и 2) размещают материалы статей в открытом доступе — отправляйте ссылки в наш бот обратной связи @sputnikDZZ_bot. Мы будем сообщать о выходе новых номеров этих журналов и делать обзоры избранных статей.
Forwarded from Evening Prophet
Обложке 20 лет, и она прекрасно иллюстрирует новость, что Старлайнер попытается в автоматическом режиме тихо сгореть от позора в атмосфере, а астронавтов в декабре спустят отдышаться земным воздухом на Драгоне.
Пополнение в моей "семье" космонавтов.

Очаровательный тайконавт из Шанхая.

"Галактика на поясе Орионав руках тайконавта..."
Приятно когда личная точка зрения с экспертами сходится:
https://t.me/control_space_channel/179

Я имею в виду экспертную оценку роли Роскосмоса, а точнее необходимости разделения ролей Роскосмоса.

Когда Роскосмос и регулятор, и заказчик и исполнитель -- это очевидный конфликт интересов. Не говоря о том, что сейчас госкорпорация по букве закона Конкурент всему что в её контур не входит. Тому самому частному космосу.

С чем я НЕ согласен, уже с Романом, что произошедшие структурные изменения в Роскосмосе пытаются этот конфликт разрешить.

Точнее так, реструктуризация, может явно и нет. А вот дела Роскосмоса говорят что:
Когда буква закона помешала Роскосмосу занять партнёрскую, инфраструктурную позицию довольно скоро провели закон о ГЧП.
До этого, переход к закупке сервисов, против заказа аппаратов (тут могу ошибаться, ДЗЗ не моя чашка кофе).
До этого упрощение получения лицензии. Ряд работ из лицензируемых был убран совсем, по остальным процесс стал прозрачнее и проще.

Из всего этого кажется, что стратегически движение правильное, просто не слишком быстро текущая конфигурация госкорпорации за ними поспевает.
​​К покупке Terran. Почему-то не все понимают почему мы наблюдали именно крах этой компании.

Сошлюсь на Payload:
_______

Lockheed получает <...> новое производственное предприятие, хорошо оснащенное для продолжения обслуживания своего быстро развивающегося бизнеса SDA.

Что касается Terran, то компания была спасена в самый последний момент от надвигающегося финансового кризиса. Но это произошло за счет акционеров, которые потеряли почти все свои деньги, перед этим заплатив за строительство дорогостоящее производства для обслуживания своего основного клиента, Lockheed. <...>

Когда почти весь акционерный капитал был уничтожен, а компания столкнулась с нехваткой денежных средств, Lockheed, наконец, вмешалась и приобрела де-факто подразделение по производству спутниковых платформ SDA по хорошой цене. <...>

Lockheed вела долгую игру. Она позволила бизнесу Terran созреть, подождала, пока позади останутся тяжелые дни капитальных вложений. <...> Результатом сделки станет синергетический эффект в миллионы долларов.

В качестве бонуса, через день после объявления о приобретении, SDA присудило Terran Orbital контракт на сумму 254 млн долларов на строительство 10 спутников в качестве основного подрядчика.

Lockheed поддерживала Terran на протяжении всего пути. Но и другие акционерные / публичные инвесторы делали то же самое. Многие из этих инвесторов, включая розничных акционеров, потеряли свои позиции, акции упали на 98% по сравнению с пиковым значением.

История стара как мир: зачем строить завод по производству спутников, который слишком часто сопряжен с задержками и перерасходом средств, когда вы можете его купить?

Приобретение Lockheed Terran Orbital за 450 миллионов долларов следует аналогичному плану действий своих конкурентов, Boeing и Raytheon (RTX): приобрести небольшого производителя спутников, а не строить их собственными силами.

В 2020 году RTX купила небольшого производителя спутников Blue Canyon Technologies за 426 миллионов долларов.

А до этого, в 2018 году, Boeing приобрела Millennium Space Systems по нераскрытой цене. При примерно 200 сотрудниках Millennium была такого же размера, как Blue Canyon.

~ 400 миллионов долларов для производителей спутников, похоже, являются магическим числом для этих умных старых компаний.
________

На картинке - график квартальной прибыли Terran, представленный в тексте Payload.

Получается, я ошибся в этом посте с расчетами https://t.me/IngeniumNotes/1379 - $57 млн это не годовой объем продаж, а полугодовой. Поэтому вдвое снижаются мультипликатор стоимости компании P/S.

То есть стоимость реально работающей большой космической компании в США оценивается в 5,2 годовых выручек при наличии очень большого портфеля заказов. И в 3,9 - когда есть стабильный спрос на продукцию.
Forwarded from Control Space
Интересный отчет о рынке атмосферных спутников (HAPS), которые должны были занять нишу между беспилотниками и космическими спутниками на низких орбитах (LEO)

✍🏻 Аббревиатура HAPS имеет несколько интерпретаций. В Европе это «высотные псевдоспутники» (high-altitude pseudo-satellite), в США – «высотные платформы» (high-altitude platform system), в России – «атмосферные спутники», функционирующие в стратосфере на высотах от 18 до 50 км

С конструктивной точки зрения, HAPS делятся на 2 основные категории:
🎈 легкие LTA-платформы (lighter-than-air): дирижабли и воздушные шары, и
✈️ тяжелые HTA (heavier-than-air): аппараты с неподвижным крылом

📡 Основная задача HAPS - организация фиксированной широкополосной связи в удаленных и малонаселенных районах мира - со временем дополнилась выполнением дистанционного зондирования Земли с воздуха

💰 Рынок HAPS далек от зрелости и насыщения. По оценке Frontex, к 2029 глобальная выручка сектора составит €742 млн с прогнозом ежегодного роста относительно 2019 года в 13%. Для сравнения: текущий объем рынка ДЗЗ из космоса - €4-5 млрд c прогнозом ежегодного роста в 4-6% (оценка Euroconsult)

🦆 Число активных HAPS-платформ к 2029 составит 147 штук (на 170% больше уровня 2025 года, но в 2 раза меньше уровня 2019). Такое сокращение связано с закрытием из-за пандемии и низкой окупаемости программы Google Loon, составлявшей 90% рынка стратосферных аэростатов в 2021 году

🐺 Другой пример “хайповой” HAPS – LTA-платформа Aquila от запрещенной в России компании Цукерберга, с размахом крыльев как у Боинга, но c массой всего в 400 кг. После ряда успешных экспериментов в 2017 производители решили присоединиться к Airbus с его перспективной HAPS-разработкой Zephyr

Сравнительный анализ HAPS со смежными технологиями (дронами, спутниками и самолетами) показал:
🔥 преимущество «высотных платформ» над всеми системами с точки зрения минимального влияния на окружающую среду
⭐️ паритет с дронами по соотношению оперативности и производительности
⚠️ минимальный уровень технологической готовности и средние показатели финансовых издержек

В ближайшее время технология не сможет составить конкуренцию Starlink и другим компаниям с готовыми решениями спутниковой связи на низких орбитах

Вместе с тем, прорывы в области создания композитных материалов, миниатюризации полезной нагрузки, повышения эффективности солнечных батарей и использования альтернативных источников энергии со временем позволят снизить себестоимость HAPS-платформ. А активность инвесторов – увеличить число профильных стартапов и поднять уровень готовности технологии для ее активного масштабирования

🔗 Полный текст отчета: FX_HAPS_WP1_-_Market_Report_V4.pdf

#тренды #satcom #EO
С Днём Знаний!

Самые мои преданные подписчики знают, что есть у меня заветная мечта вернуть современные подходы системной инженерии в аэрокосмическую отрасль.

Она родилась в "космосе" как ответ на чрезвычайно сложные проекты. Но с тех пор очень сильно обогатилась в IT-отрасли.

Но это я отклонился от того, что сказать то хотел.

Стараюсь "лежать в сторону мечты" как могу. Это и направление нашего ОКБ5 -- EdTech, в рамках которого мы разрабатываем совместно со Сколтехом программы дополнительного проф.образования, и оборудуем аэрокосмические лаборатории вузам.

И это преподавание системного мышления с этого учебного сезона на кафедре Техпреда в Физтехе.

Закончить хочу декларацией своего недовольства современными подходами ученья-развлеченья. Это моя основная претензия текущему поколению аэрокосмических конкурсов, "космических классов", летних школ и т.д. Они развлекают.

Поймите правильно -- это тоже очень нужно. Но это развлечение, в лучшем случае мотивация для дальнейших шагов.

А учение -- это тяжкий, рабский труд. И в этой связи хотелось бы процитировать научного руководителя Школы системного менеджмента и поддержать его недовольство: https://t.me/ailev_blog/1237

Прошу извинить мне сумбурное сообщение, и ещё раз поздравляю с Днём Знаний всех тех, кто выбрал тяжкий труд сейчас, для лучшей жизни для всех потом!
https://t.me/control_space_channel/187

Выскажу не популярное мнение, но считаю, что разработчики, кто бросил свои сверхлёгкие ракеты и кинулся к "середине" делают ошибку. Когда Маск, а ещё лет через 10 Китай запустят свои BFR, их сметёт с рынка.

Альтернативой станут т.н. Last Mile Delivery системы, малые разгонные блоки. Продолжая аналогию Романа: Старшип -- фура до склада-опорной-орбиты, а такие разгонные блоки -- газели доставка до двери-целевой-орбиты.

А вот услуги "такси бизнес класса" никуда не денутся. Это будет компромисс между стоимостью доставки и временем доставки. Доставка "от склада" это в лучшем случае полгода на орбите со всеми присущими рисками. А бизнес-класс 40 минут и где надо.

Да, по иронии этой красивой метафоры, такая оперативность чаще всего нужна вовсе не бизнесу.
Всю технику в обязательном порядке испытывают на электро-статические разряды. Не ради молний, конечно. А потому что за годы работы на орбите космическая техника накапливает на своей поверхности заряд, т.к. в вакууме представляет собой этакий конденсатор, который из-за наличия собственной атмосферы может и пробить…

Но бывает и такое… Красивое.
Forwarded from Kosmo
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
27 мая 2019 года в ракету «Союз-2.1б» ударила молния вскоре после старта с космодрома Плесецк

Несмотря на это, запуск был успешным, а ракета смогла вывести на орбиту спутник ГЛОНАСС-М
https://www.rbc.ru/technology_and_media/17/09/2024/66e8671f9a79472a671f62eb

Интересно. Из всего этого реально на пуски -- 120 млрд. Это очень грубая стоимость пусков (~5 млрд. за Союз). И примерно эта же сумма 116 млрд. фигурирует в новости, как дотируемая бюджетом.

Похоже на попытку "нащупать", как РФ может вложиться пусками вместо живых денег. Т.к. никто пока точно не понимает как это правильно делать.